Олег Вишняков: "От нас ждут прорывов и свершений"
"Детская литература" как "Знак качества"
"Детская литература" как "Знак качества"
Около месяца прошло с тех пор, как в государственное издательство "Детская литература" Министерством по делам печати был назначен новый директор. Им стал Олег Вишняков (окончил журфак МГУ, в 1991-1993 гг. работал в журнале "Новое время", затем в издательстве "Эгмонт Россия" - редактором, главным редактором и заместителем директора). Какие изменения произошли в "Детлите" за этот месяц, каковы перспективы и планы - в беседе с Олегом Вишняковым.
Читать >>>- ЧЕМ вы занимались этот первый месяц на новом месте?
- Само предложение прийти в "Детскую литературу", честно говоря, было для меня неожиданным. Я семь лет проработал в детском издательстве "Эгмонт Россия", но первый мой вопрос был: "А "Детская литература" еще существует?" Я общался со всеми нашими потенциальными конкурентами, но о том, что "Детская литература" выпускает какие-то книжки, не слышал. Оказывается, выпускает, хотя и немного. В прошлом году было выпущено 56 книг - цифра, конечно, смешная для такого издательства. "Детскую литературу" никто не воспринимал как серьезного игрока на рынке. За этот месяц я посмотрел, как построены дела, что выпускается, что готовится, кому продается, кто и как расплачивается. Плюс шла самая обычная инвентаризация.
Надо сказать, кое-что показалось мне каменным веком: отсутствие компьютеров, штатных дизайнеров, ценовая политика, некоторые профессиональные моменты, связанные с торговлей, то есть те вещи, которые в издательском деле знают уже, кажется, все. Но при этом я увидел здесь нечто уникальное: сохранилась культура работы над книгой, чего сейчас нет ни в одном детском издательстве. Это по-хорошему старая школа художественных редакторов; это пять корректур, которые проходит каждая книжка. У других, уважаемых мною детских издательств, помимо действительно качественных книг, бывает более половины проходных, - это "вал", где могут быть и грамматические ошибки, и какие-нибудь висячие строки, и откровенно плохие иллюстрации, и скверные переводы (если это лицензионные издания) - а переводит сейчас кто попало, да и пишет кто попало... Здесь этого нет и не будет. В "Детской литературе" книги всегда отбирались очень тщательно - лучшие из лучших. Здесь прекрасные авторы, здесь не встретишь ошибок; если издается классическое художественное произведение, то всегда ему предшествует грамотная и отлично написанная вступительная статья. Сейчас этого нигде не найдешь - на это просто нет времени. Кроме того, все книги соответствуют гигиеническому сертификату, что тоже явление нечастое. При минимуме средств здесь работают замечательно.
- А сколько сотрудников?
- Более 80. И, конечно, штат сильно раздут. Маленький пример. Допустим, "Эгмонт Россия", где я работал, - издательство выше среднего. Не "монстр" - не "ЭКСМО", не АСТ. Тем не менее прошлогодний оборот "Эгмонта" был в 25 раз выше, чем у "Детской литературы". Годовой оборот "Детлита" равняется примерно половине месячного оборота "Эгмонта"! А в "Эгмонте" сотрудников всего около 40.
- В "Детской литературе" тоже все будет хорошо, если будет выходить на порядок больше книг.
- Естественно. Но для этого не было денег. Издательство уповало на господдержку, считалось, что это палочка-выручалочка. Поэтому такие инициативы, как, например, взять кредит в банке, или другие в принципе возможные вещи - просто не рассматривались.
- Так все-таки откуда деньги-то возьмутся?
- Министерство обещало нам помочь.
- То есть опять речь идет об упованиях на госбюджет?
- Не совсем так. Есть перспективы инвестиций с подключением коммерческих структур, которые будут вкладывать в "Детскую литературу". Я представил в министерство бизнес-план, предусматривающий довольно неплохую прибыль - естественно, не сразу, а где-то к концу второго года работы.
- И все же даже не большинство, а все детские издательства зарабатывают деньги именно за счет того "вала", о котором вы говорили выше. Не придется ли "Детской литературе" заняться тем же?
- Само название, сам имидж "Детской литературы" все еще очень многое говорит читателю. И хотя некоторое время книг "Детгиза" фактически не было видно, это осталось. Даже если абстрагироваться от каких-то высоких слов, я считаю, что можно строить обычный деловой расчет именно на выпуске качественных, культурно сделанных книг. И марку "Детской литературы", этот известный всем логотип, мы будем продвигать именно как марку. Приходит, к примеру, родитель в книжный магазин, в детский отдел. Глаза разбегаются: яркие обложки, толстые, тонкие, цветные, всякие книжки. Что купить - неясно. Конечно, можно ориентироваться по именам классиков детской литературы, которые тоже могут быть изданы не бог весть как, с ошибками, невнятными картинками или в "адаптированном" виде. А с виду и та книжка хорошая - и эта. Чтобы понять, нужно как минимум заплатить деньги и прочитать с ребенком - или ребенок сам прочитает. Мы же будем предлагать следующее. Если приходите в магазин, ищите логотип "ДЛ"! Как в советские времена "Знак качества". Будьте уверены, халтуру вам не подсунут, книжка хорошая - причем по всем параметрам. Хотя рядом может лежать книга того же автора, но другого издательства. Я надеюсь - и мы будем к этому стремиться, - читатель будет понимать, что усилия, затраченные на подготовку книги в "Детской литературе", были выше, сотрудники у нас более квалифицированные, и сама книжка лучше. Именно поэтому нам нельзя опускать планку и печатать что попало - какие-нибудь второсортные детские детективы. Это не значит, что мы будем вовсе отказываться от детективов, или фантастики, или любого другого легкого жанра. Но это должна быть литература с большой буквы. Скажем так, не Маринина. А по крайней мере... Акунин!
- А где возьмете такую? Ее же нет - не видно. Даже маститые, хорошие авторы паразитируют сами на себе - на давно изобретенных приемах, героях, образах. А что касается классики - то не все же жить на переизданиях?
- Отвечу. Что касается классики. Одной из первых наших задач будет переманить (я совершенно откровенно говорю) классиков обратно в "Детскую литературу". И наследников, и ныне живущих. Многим из них гораздо почетнее было бы издаваться в "Детской литературе". Я со многими известными писателями пообщался. Посыл у всех такой: если бы еще у вас платили достойно, мы с удовольствием при прочих равных перешли бы к вам. Поскольку предполагается, что платить мы будем достойно, то сочетание морального и материального стимула, я надеюсь, через какое-то время приведет к тому, что все лучшие авторы снова будут в "Детлите". Естественно, у многих есть обязательства перед другими издательствами. Но эти обязательства не вечны. То же самое произойдет и с редакторами, которые в свое время ушли туда, где платили деньги.
А касаемо современной литературы я не совсем согласен, что достойных детских произведений сегодня нет. Может быть, нет прежнего высочайшего уровня. А может быть, пока нет. В силу специфики нашего книгоиздания нераскрученные имена, как правило, стараются не публиковать. Просто все знают, что Маршак продастся - а кто-то другой, неизвестный, нет. И как раз в данном случае "Детская литература", пожалуй, действительно единственное издательство, которое все-таки выпускает современную качественную детскую литературу. У нас есть серия для среднего и старшего школьного возраста "Опасный возраст". Возможно, и скорее всего, эту серию придется трансформировать. На мой взгляд, нужно работать с оформлением, наверное, ошиблись и с мягкой обложкой (которая у многих сегодня вызывает отторжение). Тем не менее одна из книг этой серии, "Трудное время для попугаев" Татьяны Пономаревой, только что выдвинута от России Международным советом по детской книге на соискание премии Януша Корчака - одной из престижных в детской литературе. Дело-то не в том, что земля оскудела талантами, а в том, что им не дают путевки в жизнь. "Детская литература" всегда была не только издательством с академическим подходом к книгоизданию как таковому, но и лабораторией поиска. Если это направление будет выдержано, то к нам пойдут не только классики, но и огромное количество новых людей, среди которых, безусловно, будут таланты.
- Какие грядут структурные изменения? Я знаю, что планируется слияние с издательством "Малыш" и, наверное, будут какие-то кадровые перемены?
- Естественно, кого-то из сотрудников придется менять - но это не значит, что пришла новая метла и всех вымела. Если вместо нынешних редакторов придут бойкие мальчики и девочки, мы просто перестанем отличаться от других издательств. А тогда на чем мы сможем сыграть? Прежде всего должны произойти изменения в службе реализации, должна появиться служба маркетинга, которая была у нас только на бумаге. А "Малыш", если решение о слиянии будет принято, я думаю, станет импринтом "Детской литературы", который будет выпускать то же, что и всегда - книжки для самых маленьких, для дошкольников. Будет, видимо, отдельная редакция в составе "Детлита", а производственные и все остальные отделы будут общими.
- И последний вопрос. Вы и сейчас часть времени проводите в "Эгмонте". Не получается раздвоения? Или, наоборот, некоего холдинга?
- Никакого слияния или объединения "Эгмонта" с "Детской литературой" или кем бы то ни было просто не может быть. "Эгмонт Россия" - это иностранная, датская компания, которая ни в какие холдинги и финансовые ассоциации не вступает, капитал здесь не размещает. Издавать "Эгмонт Россия" может все что угодно, если это приносит прибыль, а во всех остальных операциях в России издательство сильно ограничено. Конечно, я бываю пока и там, но это связано с неожиданностью предложения. Надо просто сдать дела на старом месте.
Беседовал Александр ВОЗНЕСЕНСКИЙ