ЮННА МОРИЦ:


"Я рано попала в плохую компанию"

О деньгах, свободе и поэзии






- Раньше говорили: советский поэт, антисоветский. Быть русским поэтом - что это значит?



- А что значит быть русским ученым, русским путешественником, русским архитектором, художником, артистом, русским врачом, философом, русским лесом (оказавшимся вдруг за границей!), русским облаком в русском небе?.. Однозначный ответ невозможен, он немедленно стал бы крупным месторождением спекуляций и агитпропской пошлости.



Лично для меня это значит - быть. Поэтом. Человек, вписанный в колесо (вниз головой!), - таков поэт в одном из образов классической древности. В этом античном взгляде на природу поэта есть нечто абсолютно русское. Язык русской поэзии в колесе русской и всемирной истории.



Советским же, антисоветским и постсоветским бывает режим, а отнюдь не поэт. К поэтам нигде никогда не присобачивают имя режима. Ты когда-нибудь слышала, что бывают поэты феодальные, капиталистические, республиканско-федеративные, халифатские, конституционно-монархические?



У меня были авторские вечера на международных фестивалях поэзии во многих странах Запада. Разве там мыслимо такое: выступает лондонский, техасский, стокгольмский, федеративный, мадридский капиталистический поэт?! Эта дремучая дикость - только у нас! И ее навалом: московский, питерский, тамбовский, сибирский, уральский, дальневосточный, советский, антисоветский, постсоветский, досоветский, рязанский поэт!.. Чушь собачья! В стране великой литературы, великой поэзии. О каких вообще культурных реформах, расцветах, элитах может идти речь, если таким образом в огромной дробилке объярлычивают искусство, литературу наши сортировщики, прогрессивные, как паралич? Естественно, я - русский поэт. За что и переведены мои стихи на множество европейских, и не только европейских, языков.



- Считается, что нынче молодые люди плюют на поэзию, что в ней нуждались только шестидесятники.



- Ну, меня читали не только шестидесятники, но и "двадцатники" с "тридцатниками". Даже когда я совсем не издавалась, у меня с моими читателями был настоящий любовный роман. А уж прошлой весной меня потрясли "художественно воспитанные" дети, которые на конкурсе читали мою лирику из книг "Лицо" и "Таким образом", да как читали, с каким глубоким пониманием тонкого мира.



Читать дальше >>>