Источник@


"Я много и часто рассказываю о родительском программировании. Иногда - где не надо. Вот, вчера завелась на дне рождения у хорошего человека, совершенно напрасно...

А разговор зашел вот о чём: есть такое понятие, как вредная литература. И в возрасте до 6 лет это - всем известные стихи Барто про медведя с лапой, про брошенного зайку, бычка на доске и Таню с мячиком..
Удивительно, что это приходится объяснять. Я давно знаю, что то, что для меня самоочевидно, для других - спорно и даже абсурдно.

Агументов "за стихи" - два. Первый я вобще не востринимаю как аргумент - "Мы все на этом выросли, и ничего". Для меня это звучи примерно как "Я пью водку 20 лет, и ничего".
Второй - ребёнок не понимает смыла стиха, он слушает ритм.
А вот это - заблуждение, но доказать это не получилось. Получилось, что я растопыриваю пальцы и всячески выпендриваюь, рассказывая, что у меня образование и опыт. Тьфу.

Ребёнок, во-первых, многое понимает. А во-вторых, программирование идёт на бесознательном уровне. И производится двумя способами: словом и делом. Как возраст 2-4 года - программирование словом.

У одного френда читала в журнале обсуждение проблемы: ребёнок-дошкольник боится, что его бросят. Его НИКОГДА не оставляли одного, никогда не применяли известный родительсикй приём: "Капризничаешь? Ну и стой тут, а я пошла. Путсть тебя дядя заберёт". И, тем не мение, у ребёнка - страх. Откуда в его детской голове появилсь мысль, что его могут бросить? Где он взял эту идею? Он не ходит в детсад, не смотрит телевизор...

А вот они, уши-то. Заячьи.

Зайку бросила хозяйка...

Ребёнок бессознательно переносит отношения мама-я на я-игрушка. И, следовательно, если я могу бросить игрушку, значит, меня может бросить мама. Вот отсюда и страх. И он не у одного ребёнка, родители с удивлением присоединяются - да, у нашего тоже, и у нас вот...

Одна мама сказала, что её двухлетний ребёнок воспроизводит этот стишок так:

Зайка бросила хозяйку...
Детская психика защищается, как может.

Если вы немного подумаете в этом ключе, то легко предствите, на что программируют стишки про мишку, бычка и Таню.

У Агнии Барто есть огромное количество прекрасных стихов. Но родители с упорством, достойным лучшего применения, читают эти четыре.

И ещё хочу добавить в список запрещенной литературы сказки Андеросона."Стойкий оловянный солдиатик" и прочую безысходность. Девочку со спичками вообще можно читать только после 10 лет. Потому что сочувствию надо учить, но учить надо, когда мы имеем развитое сознание...

читать дальше

@темы: Точка зрения: опросы, голосования

Комментарии
14.04.2008 в 15:45

...у всякого человека есть Остров. (с)
М-да... Из меня не то, что перепуганный неудачник, а вообще невесть что вырасти должно было бы тогда. И обувь бы мерить боялась, потому что читала "Золушку" в том самом варианте с отрезанием пальцев и пяток...

По-моему, очень правильно в комментариях на ЖЖ написали: мало просто прочитать ребёнку что-либо, надо ещё и проконтролировать усвоение текста.
Тот же "Зайка" несчастный воспримется ребёнком иначе, если после прочтения скачать что-то вроде: какая нехорошая у Зайки хозяйка оказалась; мы же с тобой так делать не будем?

А проблемы у детей бывают не столько от книг, сколько от родительского поведения.

Другие-то стихи у Барто есть, но, в отличие от цикла "Игрушки", они почти все длинные и ребёнок устанет слушать.
14.04.2008 в 16:31

with love and squalor
мне кажется, автор утрирует, однако поднятая проблема действительно существует. дети сверхвосприимчивы к сказкам(что с успехом использует сказкотерапия), и последние в большей степени формируют нравственные начала, потому как большинство героев - собирательные образы, яркое воплощение добра-зла и т.д.
многое зависит так же от манеры чтения, невербального взаимодействия родителей с ребёнком.
p/s кстати говоря, почему бы и не приучать детей к жесткой реальности? пусть будут релистами. не всё же им розовым живописать..какая-никакая, но правда жизни в стихах Барто содержится..
14.04.2008 в 16:51

Я читала Барто спокойно. При этом, скажу, что не была в восторге от ее творчества, настолько, чтобы им впечатлиться по самое не могу.:)
И страшную версию сказки про Золушку мне читать было интересно, где сестры, чтобы натянуть на себя туфельку, обрубали себе пятки!
А уж "Майская ночь или утопленница" и подобные им вещи зачитывались до дыр.
"Девочка со спичками" показалась скучной и нудной... ребенок, думаю, вообще ее бросит.
17.04.2008 в 13:15

Тётенька про сказки братьев Гримм, интересно, слышала? Вот где настоящая жесть. А она "зайка, мишка"...
17.04.2008 в 17:59

...у всякого человека есть Остров. (с)
Моя знакомая, прочитав это, вспомнила "Колобка". Цитирую:
а колобок со СТРАШНЫМ концом??? куда там Барто - у нее хоть все живы остаются
18.04.2008 в 17:16

а колобок со СТРАШНЫМ концом??? куда там Барто - у нее хоть все живы остаются
:lol: Правда, кстати.

Сочините сами продолжение этих безвыходных историй. Не можете, не умеете - попросите друзей или знакомых. Выучите с ребёнком. Нарисуйте катринки - начало и конец, чтобы "записать" новую концовку.

Если ваш ребёнок старше 6 лет, тоже не всё потеряно. Но он должен придумать продолжение самостоятельно.


В принципе, ничего не мешает вообще с ребенком сочинять свои сказки: и развитию фантазии способствует, в том числе.
18.04.2008 в 17:36

...у всякого человека есть Остров. (с)
Bookmade, в дискуссии в другом ЖЖ и совсем по другому поводу была сказана замечательная фраза: все эти проблемы надуманы родителями, которые не говорят со своими детьми.
18.04.2008 в 19:00

with love and squalor
эти проблемы надуманы родителями, которые не говорят со своими детьми.
и вправду замечательная..