Источник@
"Я много и часто рассказываю о родительском программировании. Иногда - где не надо. Вот, вчера завелась на дне рождения у хорошего человека, совершенно напрасно...
А разговор зашел вот о чём: есть такое понятие, как вредная литература. И в возрасте до 6 лет это - всем известные стихи Барто про медведя с лапой, про брошенного зайку, бычка на доске и Таню с мячиком..
Удивительно, что это приходится объяснять. Я давно знаю, что то, что для меня самоочевидно, для других - спорно и даже абсурдно.
Агументов "за стихи" - два. Первый я вобще не востринимаю как аргумент - "Мы все на этом выросли, и ничего". Для меня это звучи примерно как "Я пью водку 20 лет, и ничего".
Второй - ребёнок не понимает смыла стиха, он слушает ритм.
А вот это - заблуждение, но доказать это не получилось. Получилось, что я растопыриваю пальцы и всячески выпендриваюь, рассказывая, что у меня образование и опыт. Тьфу.
Ребёнок, во-первых, многое понимает. А во-вторых, программирование идёт на бесознательном уровне. И производится двумя способами: словом и делом. Как возраст 2-4 года - программирование словом.
У одного френда читала в журнале обсуждение проблемы: ребёнок-дошкольник боится, что его бросят. Его НИКОГДА не оставляли одного, никогда не применяли известный родительсикй приём: "Капризничаешь? Ну и стой тут, а я пошла. Путсть тебя дядя заберёт". И, тем не мение, у ребёнка - страх. Откуда в его детской голове появилсь мысль, что его могут бросить? Где он взял эту идею? Он не ходит в детсад, не смотрит телевизор...
А вот они, уши-то. Заячьи.
Зайку бросила хозяйка...
Ребёнок бессознательно переносит отношения мама-я на я-игрушка. И, следовательно, если я могу бросить игрушку, значит, меня может бросить мама. Вот отсюда и страх. И он не у одного ребёнка, родители с удивлением присоединяются - да, у нашего тоже, и у нас вот...
Одна мама сказала, что её двухлетний ребёнок воспроизводит этот стишок так:
Зайка бросила хозяйку...
Детская психика защищается, как может.
Если вы немного подумаете в этом ключе, то легко предствите, на что программируют стишки про мишку, бычка и Таню.
У Агнии Барто есть огромное количество прекрасных стихов. Но родители с упорством, достойным лучшего применения, читают эти четыре.
И ещё хочу добавить в список запрещенной литературы сказки Андеросона."Стойкий оловянный солдиатик" и прочую безысходность. Девочку со спичками вообще можно читать только после 10 лет. Потому что сочувствию надо учить, но учить надо, когда мы имеем развитое сознание...
читать дальше
"Я много и часто рассказываю о родительском программировании. Иногда - где не надо. Вот, вчера завелась на дне рождения у хорошего человека, совершенно напрасно...
А разговор зашел вот о чём: есть такое понятие, как вредная литература. И в возрасте до 6 лет это - всем известные стихи Барто про медведя с лапой, про брошенного зайку, бычка на доске и Таню с мячиком..
Удивительно, что это приходится объяснять. Я давно знаю, что то, что для меня самоочевидно, для других - спорно и даже абсурдно.
Агументов "за стихи" - два. Первый я вобще не востринимаю как аргумент - "Мы все на этом выросли, и ничего". Для меня это звучи примерно как "Я пью водку 20 лет, и ничего".
Второй - ребёнок не понимает смыла стиха, он слушает ритм.
А вот это - заблуждение, но доказать это не получилось. Получилось, что я растопыриваю пальцы и всячески выпендриваюь, рассказывая, что у меня образование и опыт. Тьфу.
Ребёнок, во-первых, многое понимает. А во-вторых, программирование идёт на бесознательном уровне. И производится двумя способами: словом и делом. Как возраст 2-4 года - программирование словом.
У одного френда читала в журнале обсуждение проблемы: ребёнок-дошкольник боится, что его бросят. Его НИКОГДА не оставляли одного, никогда не применяли известный родительсикй приём: "Капризничаешь? Ну и стой тут, а я пошла. Путсть тебя дядя заберёт". И, тем не мение, у ребёнка - страх. Откуда в его детской голове появилсь мысль, что его могут бросить? Где он взял эту идею? Он не ходит в детсад, не смотрит телевизор...
А вот они, уши-то. Заячьи.
Зайку бросила хозяйка...
Ребёнок бессознательно переносит отношения мама-я на я-игрушка. И, следовательно, если я могу бросить игрушку, значит, меня может бросить мама. Вот отсюда и страх. И он не у одного ребёнка, родители с удивлением присоединяются - да, у нашего тоже, и у нас вот...
Одна мама сказала, что её двухлетний ребёнок воспроизводит этот стишок так:
Зайка бросила хозяйку...
Детская психика защищается, как может.
Если вы немного подумаете в этом ключе, то легко предствите, на что программируют стишки про мишку, бычка и Таню.
У Агнии Барто есть огромное количество прекрасных стихов. Но родители с упорством, достойным лучшего применения, читают эти четыре.
И ещё хочу добавить в список запрещенной литературы сказки Андеросона."Стойкий оловянный солдиатик" и прочую безысходность. Девочку со спичками вообще можно читать только после 10 лет. Потому что сочувствию надо учить, но учить надо, когда мы имеем развитое сознание...
читать дальше
По-моему, очень правильно в комментариях на ЖЖ написали: мало просто прочитать ребёнку что-либо, надо ещё и проконтролировать усвоение текста.
Тот же "Зайка" несчастный воспримется ребёнком иначе, если после прочтения скачать что-то вроде: какая нехорошая у Зайки хозяйка оказалась; мы же с тобой так делать не будем?
А проблемы у детей бывают не столько от книг, сколько от родительского поведения.
Другие-то стихи у Барто есть, но, в отличие от цикла "Игрушки", они почти все длинные и ребёнок устанет слушать.
многое зависит так же от манеры чтения, невербального взаимодействия родителей с ребёнком.
p/s кстати говоря, почему бы и не приучать детей к жесткой реальности? пусть будут релистами. не всё же им розовым живописать..какая-никакая, но правда жизни в стихах Барто содержится..
И страшную версию сказки про Золушку мне читать было интересно, где сестры, чтобы натянуть на себя туфельку, обрубали себе пятки!
А уж "Майская ночь или утопленница" и подобные им вещи зачитывались до дыр.
"Девочка со спичками" показалась скучной и нудной... ребенок, думаю, вообще ее бросит.
а колобок со СТРАШНЫМ концом??? куда там Барто - у нее хоть все живы остаются
Сочините сами продолжение этих безвыходных историй. Не можете, не умеете - попросите друзей или знакомых. Выучите с ребёнком. Нарисуйте катринки - начало и конец, чтобы "записать" новую концовку.
Если ваш ребёнок старше 6 лет, тоже не всё потеряно. Но он должен придумать продолжение самостоятельно.
В принципе, ничего не мешает вообще с ребенком сочинять свои сказки: и развитию фантазии способствует, в том числе.
и вправду замечательная..