Дойл А.К. Жизнь, полная приключений

Воспоминания и приключения
Современники Артура Конан Дойла путали его с Шерлоком Холмсом. В сознании читателей конца XX — начала XXI вв. знаменитый сыщик с Бейкер-стрит и его неизменный спутник доктор Ватсон непостижимым образом слились воедино и заменили собою реальный образ их создателя. Отчасти к этой метаморфозе приложили руку, а, точнее, перо Дж.Д.Карр («Жизнь сэра Артура Конан Дойла») и Х.Пирсон («Конан Дойл. Его жизнь и творчество»). А довершили картину Кирилл Андреев и Роман Белоусов.
На этом, уже ставшем традиционным, я бы сказала, слегка ироничном фоне, подлинная биография сэра Артура действует на читателя как глоток холодной воды. Мы слышим знакомый голос, но не в состоянии обнаружить тех интонаций и ту манеру изложения, к которым привыкли с самого детства. Суховатый стиль, минимум внимания Холмсу с Ватсоном, профессору Челленджеру и даже любимому автором сэру Найджелу. В сущности, автобиография Конан Дойла — рассказ о чём угодно из жизни английского джентльмена, только не о собственном творчестве.
Что бы ни делал Конан Дойл, будь то плавание на китобойном судне в Ледовитом океане, попытка баллотироваться в парламент или занятия спиритизмом, его жизнь — образец поведения настоящего мужчины. Такой человек не мог жаловаться на сложные семейные обстоятельства, честно выполнял свой долг перед отечеством, постоянно и серьёзно занимаясь политикой и без рассуждений первым являясь на поле брани. При этом сэр Артур был на удивление адекватен своей эпохе.
К достоинствам книги следует отнести и иллюстрации. Ну, где ещё вы увидите детские фотографии Артура, изображения его многочисленных родственников, картины Чарлза Дойла, отца писателя, мемориальную доску, установленную у швейцарского водопада, марки с изображением знаменитого сыщика, фрагмент из мюзикла (!) и, разумеется, несчётное количество актёров, удостоившихся чести играть роли Холмса и Ватсона.
За волшебной дверью
Чтение — занятие интимное. Поэтому особенно ценно, когда такой человек как Конан Дойл приглашает вас на экскурсию в собственную библиотеку. И с непривычной для него откровенностью делится своими личными впечатлениями и эмоциями по поводу собранных там книг, начиная от историка Т.Маколея и кончая Р.Л.Стивенсоном. Впрочем, «За волшебной дверью» — текст для «гурманов», ведь чтобы оценить его, надо очень хорошо знать литературу, — английскую и не только.
Письма и статьи
В этом разделе книги собрана переписка Конан Дойла с газетами и журналами. И ни одного послания, адресованного частному лицу. Читателей это, вероятно, разочарует, а вот Сэра Артура наверняка бы порадовало. Тот, кто прочтёт его автобиографию, сразу поймёт, как Конан Дойл мог относиться к подобным, пусть даже посмертным, публичным вмешательствам в его личную жизнь.
Надежда Воронова
Статья с сайта Библиогид, его адрес: www.bibliogid.ru