понедельник, 29 августа 2005
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УМЕРЛА?..
Писатель Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ - автор 60 книг для детей и юношества, председатель секции детской и юношеской литературы Союза писателей Санкт-Петербурга, член исполкома Совета по детской книге России. За книгу "Жизнь замечательных детей" (четырнадцать биографий - от Александра Македонского и Авиценны до Марины Цветаевой и Билла Гейтса) удостоен почетного Международного диплома имени Андерсена.
- В каком состоянии сейчас наша детская литература?
- Ей не хватает великих стариков.
читать дальшеВиталий Бианки, Леонид Пантелеев или Виктор Голявкин даже если сидели на наших сборах молча, все равно несли в себе особое заряжающее поле. Великий старик вообще необходим для нормального развития общества. Вспоминаю, как в 60-х мне, заведующему отделом прозы в журнале "Костер", принес свои рассказы Леонид Пантелеев, автор знаменитых книжек "Республика "ШКИД" и "Честное слово". Он так оттачивал свою прозу, что я, редактор, не мог переставить у него ни одной запятой! Пантелеев остался очень доволен моей работой, но, как только ушел, вбежала технический редактор и приказала: здесь выбросить восемь строк, здесь - пять... Безумная ситуация! Пантелеев сказал, что сам произведет сокращения, и из того же текста сделал другой рассказ! Вот вам школа! Кстати, недавно состоялась выставка его книг - все зарубежные издания назывались "Честное слово". Значит, повсюду поняли, как важна для человека благородная верность слову. А у нас эта книга уже несколько лет как не выходила!..
- Так что же происходит?
- Детская литература сегодня в смутном состоянии: ею часто руководят непрофессионалы. Раньше ее будущее определяли обкомы партии, сейчас - богатые люди, которые издают то, что прибыльно. Если издательство удачно продало книгу, то немедленно заказывает такую же этому или другому автору. Это смешно: хотят повторить прошлую удачу, но не стимулируют новую. Боятся риска.
- Вы сказали о дефиците великих стариков. А молодые авторы жалуются на засилье "невеликих стариков"...
- Да, это мешает. Они вполне заслуженные люди, могут писать хорошие книги. Но когда печатаются только они, то за счет молодых. Понятно: если семья купила шесть книг Михалкова, она купит и седьмую. А объективно это тормозит развитие детской литературы... Еще в 40-е, когда был погублен ленинградский "Детгиз" и даже Маршаку пришлось спасаться в Москве, наша игровая детская литература почти умерла. Она и так существовала всего два десятилетия и расцвела со стихотворчеством Заболоцкого, Хармса, Олейникова, Чуковского, Маршака, даже Михалков поначалу - года три - играл в стихи. Потом игровую детскую литературу уничтожили. Попробовал Зощенко пошутить - ЦК тут же принял постановление! Потом появился Голявкин и начались шумные собрания педагогов: мол, книги Голявкина - для идиотов и герои его - идиоты, и вообще, как он посмел сделать отрицательным персонажем учителя? Потом появился Эдуард Успенский, но игровая литература по-прежнему оставалась в дефиците. А с конца 80-х вся наша детская поэзия стала игровой. И потеряла другое важное качество: сострадание. Издаются только стихи, которые могут позабавить. Иногда в них нет даже юмора, а есть только желание смешить. А ребенку нужны открытия на детском уровне серьезных жизненных проблем. Издатели боятся печатать глубокие стихи, потому и нет глубины в детской поэзии. Вот плоды коммерциализации. То же происходит и с детской прозой: издатели думают, что бездарные школьные "ужастики" и детективы обязательно купят. Конечно, в этом жанре работают и талантливые люди: Валерий Роньшин с "Охотой за Красной Шапочкой" или "Тайной кремлевского водопровода". Но есть и масса бездарей, которые ваяют по нескольку книг в год! Никто из издателей не заинтересован в развитии литературного процесса. Смешно говорить, но раньше ЦК партии у к а з ы в а л о издательствам о б я з а т е л ь н о выпускать книги молодых авторов. Сейчас никто приказать не может - и выходит множество однообразных книг.
- Вы - член исполкома Совета по детской книге, который имеет право представлять кандидатов на Международную премию имени Андерсена (малая Нобелевка, как ее называют). "РГ" писала о том, как ваш исполком препятствует выдвижению на премию Эдуарда Успенского. Почему?
- Исполком никого не назначает в лауреаты. Правом выдвижения обладает любая общественная организация. Исполком рассматривает предложение, его поддерживает или отвергает. То, что Успенского не выдвинули на премию, - серьезная ошибка. Честно говоря, я бы выдвинул обоих - и Успенского, и Михалкова. Последний раз Михалков выдвигался в 1983 году, и ему не дали премию по политическим соображениям, но его юношеская поэзия, поверьте, явление в литературе! А о книгах Успенского и говорить излишне: я считаю, что он уже давно достоин Международной премии.
Александр Щуплов.
@темы:
Интервью